Аптека

Выдавать льготные лекарства могут только социальные аптеки, принадлежащие государству. Все частные аптечные предприятия заниматься этим не обязаны, и бесплатных лекарств для льготников у них, естественно, нет. Узнать, куда идти за льготным лекарственным препаратом, можно в справочной медицинской организации, где выписали рецепт, в отделении соцзащиты, на портале госуслуг или в справочной МФЦ.


Аптека отказывается выдавать препарат по льготному рецепту

Причин, по которым фармацевт может отказать в выдаче бесплатного лекарства, немного.
Среди них:

  • отсутствие рецепта или окончание срока его действия;
  • препарат, который спрашивает человек, — не тот, что ему выписан;
  • рецепт есть, но в нём не указано, что лекарство положено по льготе.

Может случиться и так, что нужного медикамента просто нет в наличии. В этом случае можно обратиться за препаратом в другую государственную социальную аптеку (она должна быть в этом же регионе) или рецепт принимается на отсроченное обслуживание. С 1 марта 2022 года приказом МЗ РФ 1093н от 24.11.21 сокращены сроки отсроченного обслуживания по льготным рецептам до 7 рабочих дней со дня обращения в Аптеку (для лекарственных препаратов, назначенных по решению врачебной комиссии - до 15 рабочих дней).

Ознакомиться с приказом вы можете здесь.


Если сотрудник аптеки отказывается выдавать лекарство, необходимо:


1
Попросить сотрудника аптеки оформить отказ в письменном виде.
2
Проинформировать врача и администрацию медицинской организации, например поликлиники, которая выдала рецепт, об отказе в обеспечении и нарушении ваших прав. Сделать это необходимо в виде заявления на имя главного врача медицинской организации, к которой вы относитесь и которая выдала рецепт на льготный препарат.

Заявление должно содержать следующую информацию:
  • ваши паспортные данные, краткое изложение сути вопроса;
  • ксерокопии документов, доказывающих вашу правоту.
3
Заявление необходимо подготовить в двух экземплярах: один передается в администрацию медицинской организации, на втором экземпляре ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас приняли. Второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или через интернет-приемную. Срок рассмотрения заявления не менее 30 дней.
4
В случае отсутствия реакции через 30 дней необходимо подготовить обращение в территориальный орган Росздравнадзора и/или министерство здравоохранения региона.

Обращение должно содержать следующую информацию:
  • ваши паспортные данные, краткое изложение сути вопроса;
  • ксерокопии документов, доказывающих вашу правоту.
5
Заявление нужно подготовить в двух экземплярах: один передается адресату, на втором экземпляре ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас приняли. Второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или через интернет- приемную сайта.
Срок рассмотрения заявления не менее 30 дней.
6
В случае отсутствия реакции через 30 дней или параллельно с предыдущим шагом можно обратиться:
  • в пациентскую организацию;
  • в Росздравнадзор;
  • в прокуратуру.
Также с 1 марта 2022 года в соответствии с приказом МЗ РФ 1093н от 24.11.21 отпуск лекарственного препарата по находящемуся на отсроченном обслуживании рецепту с истекшим сроком действия осуществляется без его переоформления в течение 90 дней со дня истечения срока действия такого рецепта.

Врачебная комиссия

Врачебная комиссия (далее ВК) отказывает в выдаче решения (при имеющихся основаниях)


Решение врачебной комиссии в медицинской организации, к которой вы прикреплены, является основой для вынесения заключений по многим сложным аспектам медицинской деятельности.

Но бывает, что в поликлинике отказывают в оформлении через ВК необходимого для пациента решения/заключения. Что можно сделать в этом случае?

1
Необходимо устно обратиться к представителю администрации медицинской организации (главный врач или его заместители) и сообщить, что врачебная комиссия отказывает вам, и вы осведомлены о нарушении своих прав.
2
Если ваша жалоба по итогам устного обращения остается не удовлетворена, нужно потребовать выдачу справки об отказе, на основании которой можно обращаться с жалобой в территориальный орган Росздравнадзора, министерство здравоохранения региона, страховую медицинскую организацию, в которой вам выдавали полис ОМС.

3
Если вам не выдают справку с отказом, необходимо составить заявление на имя главного врача медицинской организации, к которой вы относитесь и в которой получили отказ.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • ваши паспортные данные, краткое изложение сути вопроса;

  • ксерокопии документов, доказывающих вашу правоту.

Заявление необходимо подготовить в двух экземплярах: один передается в администрацию медицинской организации, на втором экземпляре ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас приняли. Второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или через интернет-приемную сайта медицинской организации. Срок рассмотрения заявления не менее 30 дней.

4
С полученным ответом (либо без него, в случае если 30 дней прошли) можно обращаться с жалобой о нарушении ваших прав в территориальный орган Росздравнадзора, министерство здравоохранения региона, страховую медицинскую организацию, в которой вам выдали полис ОМС.


Региональное министерство здравоохранения
Медицинская организация подала заявку на обеспечение пациента льготными лекарствами, но министерство здравоохранения не удовлетворяет ее.

Министерства здравоохранения регионов регулируют обеспечение отдельных категорий граждан льготными лекарственными препаратами, но иногда пациенты не получают назначенный им по показаниям препарат.



В этом случае необходимо:

удостовериться, что медицинская организация, к которой вы относитесь, направила заявку на ваше обеспечение в министерство здравоохранения региона. Эту информацию можно получить в администрации медицинской организации;

обратиться в региональное министерство здравоохранения и уточнить, принята ли заявка на ваше обеспечение. Для этого позвоните по контактному телефону или подойдите в приемные часы и сообщите:

  • свои фамилию, имя, отчество;

  • диагноз;

  • название необходимого препарата;

  • название медицинской организации, к которой вы относитесь и которая направляла заявку на ваше обеспечение;

  • дату отправки заявки.

Будьте готовы предоставить копии документов, подтверждающих ваше право на получение лекарств: заключения врачей, справку о наличии инвалидности и т.п..

В случае если заявка есть, поинтересуйтесь, в течение какого времени ее предполагается удовлетворить (когда препарат будет закуплен и поступит в медицинскую организацию).

В случае если заявка отсутствует, нужно вернуться в свою медицинскую организацию и уточнить у лечащего врача или администрации причины, по которым заявка не была отправлена.

В случае если заявка была отправлена, но дальнейшей информации по ней получить не удается, вы можете письменно обратиться в региональное министерство здравоохранения.

Обращение должно содержать:

  • ваши контактные данные;

  • краткое изложение сути вопроса;

  • ксерокопии документов, подтверждающих ваше право на получение льготных лекарств.

Заявление можно подать лично, в этом случае необходимо подготовить два экземпляра: один передается адресату, на втором ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас принят, второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или передать через электронную приемную на сайте министерства. Срок рассмотрения заявления – 30 дней.

Если реакция отсутствует или на ваше имя пришел ответ о невозможности вашего обеспечения, можно обратиться одновременно:

  • в пациентскую организацию;

  • в территориальный орган Росздравнадзора;

  • в правовые инстанции (прокуратура или суд).

Принцип подачи заявления тот же, что и в шаге 6, только к изложению сути вопроса, необходимо добавить информацию об обращении в региональное министерство здравоохранения и приложить копию ответа.



Горячие линии

На сайте Министерства здравоохранения (МЗ) РФ размещены телефоны горячих линий всех региональных министерств здравоохранения. Узнать номер телефона горячей линии регионального МЗ вы можете, пройдя по этой ссылке, выбрав свой регион.

Все обращения на горячую линию имеют аудиофиксацию.

По каким вопросам вы можете обратиться на горячую линию:

1
Удаленная запись на прием к врачу и техническая поддержка этого процесса
2
Предоставление справочной информации по вопросам, касающимся сферы здравоохранения
3
Содействие абонентам в решении неотложных проблем, возникших при оказании медицинской и лекарственной помощи, включая обезболивающую терапию
4
Прием и регистрация жалоб и заявлений граждан по таким вопросам, как: оказание медицинской и лекарственной помощи; оплата труда медицинских работников; факты коррупции в сфере здравоохранения

Ряд вопросов может быть оперативно решен после обращения на горячую линию МЗ вашего региона.

На сайте Росздравнадзора РФ также размещены телефоны горячих линий всех территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ. Узнать номер телефона горячей линии территориально органа Росздравнадзора вы можете, пройдя по этой ссылке.

Росздравнадзор контролирует все вопросы по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, при обращении в эту организацию желательно иметь устный или письменный ответ от регионального МЗ.


В ходе подготовки использовались следующие источники:

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства Здравоохранения Российской федерации от 21.12.20 №929н/1345н «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»
  2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 ноября 2021 г. № 1093н “Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность…”
  3. Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ(в редакции от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»


Куда обращаться