Выдавать льготные лекарства могут только социальные аптеки, принадлежащие государству. Все частные аптечные предприятия заниматься этим не обязаны, и бесплатных лекарств для льготников у них, естественно, нет. Узнать, куда идти за льготным лекарственным препаратом, можно в справочной медицинской организации, где выписали рецепт, в отделении соцзащиты, на портале госуслуг или в справочной МФЦ.
Причин, по которым фармацевт может отказать в выдаче бесплатного лекарства, немного.
Среди них:
- отсутствие рецепта или окончание срока его действия;
- препарат, который спрашивает человек, — не тот, что ему выписан;
- рецепт есть, но в нём не указано, что лекарство положено по льготе.
Может случиться и так, что нужного медикамента просто нет в наличии. В этом случае можно обратиться за препаратом в другую государственную социальную аптеку (она должна быть в этом же регионе) или рецепт принимается на отсроченное обслуживание. С 1 марта 2022 года приказом МЗ РФ 1093н от 24.11.21 сокращены сроки отсроченного обслуживания по льготным рецептам до 7 рабочих дней со дня обращения в Аптеку (для лекарственных препаратов, назначенных по решению врачебной комиссии - до 15 рабочих дней).
Ознакомиться с приказом вы можете здесь.
Заявление должно содержать следующую информацию:
- ваши паспортные данные, краткое изложение сути вопроса;
- ксерокопии документов, доказывающих вашу правоту.
Обращение должно содержать следующую информацию:
- ваши паспортные данные, краткое изложение сути вопроса;
- ксерокопии документов, доказывающих вашу правоту.
Срок рассмотрения заявления не менее 30 дней.
- в пациентскую организацию;
- в Росздравнадзор;
- в прокуратуру.
Врачебная комиссия (далее ВК) отказывает в выдаче решения (при имеющихся основаниях)
Решение врачебной комиссии в медицинской организации, к которой вы прикреплены, является основой для вынесения заключений по многим сложным аспектам медицинской деятельности.
Но бывает, что в поликлинике отказывают в оформлении через ВК необходимого для пациента решения/заключения. Что можно сделать в этом случае?
Заявление должно содержать следующую информацию:
-
ваши паспортные данные, краткое изложение сути вопроса;
-
ксерокопии документов, доказывающих вашу правоту.
Заявление необходимо подготовить в двух экземплярах: один передается в администрацию медицинской организации, на втором экземпляре ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас приняли. Второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или через интернет-приемную сайта медицинской организации. Срок рассмотрения заявления не менее 30 дней.
Министерства здравоохранения регионов регулируют обеспечение отдельных категорий граждан льготными лекарственными препаратами, но иногда пациенты не получают назначенный им по показаниям препарат.
В этом случае необходимо:
— удостовериться, что медицинская организация, к которой вы относитесь, направила заявку на ваше обеспечение в министерство здравоохранения региона. Эту информацию можно получить в администрации медицинской организации;
— обратиться в региональное министерство здравоохранения и уточнить, принята ли заявка на ваше обеспечение. Для этого позвоните по контактному телефону или подойдите в приемные часы и сообщите:
-
свои фамилию, имя, отчество;
-
диагноз;
-
название необходимого препарата;
-
название медицинской организации, к которой вы относитесь и которая направляла заявку на ваше обеспечение;
-
дату отправки заявки.
Будьте готовы предоставить копии документов, подтверждающих ваше право на получение лекарств: заключения врачей, справку о наличии инвалидности и т.п..
— В случае если заявка есть, поинтересуйтесь, в течение какого времени ее предполагается удовлетворить (когда препарат будет закуплен и поступит в медицинскую организацию).
— В случае если заявка отсутствует, нужно вернуться в свою медицинскую организацию и уточнить у лечащего врача или администрации причины, по которым заявка не была отправлена.
— В случае если заявка была отправлена, но дальнейшей информации по ней получить не удается, вы можете письменно обратиться в региональное министерство здравоохранения.
Обращение должно содержать:
-
ваши контактные данные;
-
краткое изложение сути вопроса;
-
ксерокопии документов, подтверждающих ваше право на получение льготных лекарств.
Заявление можно подать лично, в этом случае необходимо подготовить два экземпляра: один передается адресату, на втором ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас принят, второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или передать через электронную приемную на сайте министерства. Срок рассмотрения заявления – 30 дней.
— Если реакция отсутствует или на ваше имя пришел ответ о невозможности вашего обеспечения, можно обратиться одновременно:
-
в пациентскую организацию;
-
в территориальный орган Росздравнадзора;
-
в правовые инстанции (прокуратура или суд).
Принцип подачи заявления тот же, что и в шаге 6, только к изложению сути вопроса, необходимо добавить информацию об обращении в региональное министерство здравоохранения и приложить копию ответа.
На сайте Министерства здравоохранения (МЗ) РФ размещены телефоны горячих линий всех региональных министерств здравоохранения. Узнать номер телефона горячей линии регионального МЗ вы можете, пройдя по этой ссылке, выбрав свой регион.
Все обращения на горячую линию имеют аудиофиксацию.
По каким вопросам вы можете обратиться на горячую линию:
Ряд вопросов может быть оперативно решен после обращения на горячую линию МЗ вашего региона.
На сайте Росздравнадзора РФ также размещены телефоны горячих линий всех территориальных органов Росздравнадзора по субъектам РФ. Узнать номер телефона горячей линии территориально органа Росздравнадзора вы можете, пройдя по этой ссылке.
Росздравнадзор контролирует все вопросы по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья, при обращении в эту организацию желательно иметь устный или письменный ответ от регионального МЗ.
В ходе подготовки использовались следующие источники:
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства Здравоохранения Российской федерации от 21.12.20 №929н/1345н «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 ноября 2021 г. № 1093н “Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность…”
- Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ(в редакции от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»