Аптеки
Аптека отказывается выдавать препарат по льготному рецепту (например, вам говорят, что лекарства нет, и не предлагают отсроченного обеспечения, только неадекватный аналог).

В случае отсутствия в Аптеке лекарственного препарата, указанного в рецепте, рецепт принимается на отсроченное обслуживание и обслуживается в течение 10-ти рабочих дней со дня обращения в Аптеку (для лекарственных препаратов, назначенных по решению врачебной комиссии - в течении 15 рабочих дней). Если сотрудник аптеки отказывается выдавать лекарство, необходимо:



1
Попросить сотрудника аптеки оформить отказ в письменном виде.
2
Проинформировать врача и администрацию медицинской организации, например поликлиники, которая выдала рецепт, об отказе в обеспечении и нарушении ваших прав. Сделать это необходимо в виде заявления на имя главного врача медицинской организации, к которой вы относитесь и которая выдала рецепт на льготный препарат.
Заявление должно содержать следующую информацию:
  • ваши паспортные данные, краткое изложение сути вопроса;
  • ксерокопии документов, доказывающих вашу правоту.
3
Заявление необходимо подготовить в двух экземплярах: один передается в администрацию медицинской организации, на втором экземпляре ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас приняли. Второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или через интернет-приемную сайта медицинской организации.
Срок рассмотрения заявления не менее 30 дней.
4
В случае отсутствия реакции через 30 дней необходимо подготовить обращение в территориальный орган Росздравнадзора и/или министерство здравоохранения региона. Обращение должно содержать следующую информацию:
  • ваши паспортные данные, краткое изложение сути вопроса;
  • ксерокопии документов, доказывающих вашу правоту.
5
Заявление нужно подготовить в двух экземплярах: один передается адресату, на втором экземпляре ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас приняли. Второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или через интернет-приемную сайта. Срок рассмотрения заявления не менее 30 дней.
Срок рассмотрения заявления не менее 30 дней.
6
В случае отсутствия реакции через 30 дней или параллельно с предыдущим шагом можно обратиться в пациентскую организацию.

Если за то время, когда препарата не было в наличии, истек срок действия рецепта, переоформлять его не нужно. Рецепт может находиться в Аптеке на отсроченном обслуживании до тех пор, пока по нему не будет выдан лекарственный препарат (он не будет считаться просроченным и подлежащим снятию с обслуживания).

Врачебная комиссия

Врачебная комиссия отказывает в выдаче решения (при имеющихся основаниях)


Решение врачебной комиссии в медицинской организации, к которой вы прикреплены, является основой для вынесения заключений по многим сложным аспектам медицинской деятельности. 

Но бывает, что в поликлинике отказывают в оформлении медицинского заключения о необходимости пациента в том или ином решении. Что можно сделать в этом случае

1
Необходимо устно обратиться к представителю администрации и сообщить, что врачебная комиссия отказывает пациенту и пациент осведомлен о нарушении своих прав.
2
Если ваша жалоба по итогам устного обращения остается не удовлетворена, нужно потребовать выдачу справки об отказе, на основании которой можно обращаться с жалобой в территориальный орган Росздравнадзора, министерство здравоохранения региона, страховую медицинскую организацию, в которой вам выдавали полис ОМС.

3
Если вам не выдают справку с отказом, необходимо составить заявление на имя главного врача медицинской организации, к которой вы относитесь и в которой получили отказ. Заявление должно содержать следующую информацию:

  • ваши паспортные данные, краткое изложение сути вопроса;

  • ксерокопии документов, доказывающих вашу правоту.

Заявление необходимо подготовить в двух экземплярах: один передается в администрацию медицинской организации, на втором экземпляре ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас приняли. Второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или через интернет-приемную сайта медицинской организации. Срок рассмотрения заявления не менее 30 дней.

4
С полученным ответом (либо без него, в случае если 30 дней прошли) можно обращаться с жалобой о нарушении ваших прав в территориальный орган Росздравнадзора, министерство здравоохранения региона, страховую медицинскую организацию, в которой вам выдали полис ОМС.


Министерство
Медицинская организация подала заявку на обеспечение пациента льготными лекарствами, но министерство здравоохранения не удовлетворяет ее

Министерства здравоохранения регионов регулируют обеспечение отдельных категорий граждан льготными лекарственными препаратами, но иногда пациенты не получают назначенный им по показаниям препарат. 



  В этом случае необходимо:

удостовериться, что медицинская организация, к которой вы относитесь, направила заявку на ваше обеспечение в министерство здравоохранения региона. Эту информацию можно получить в администрации;

обратиться в региональное министерство здравоохранения и уточнить, принята ли заявка на ваше обеспечение. Для этого позвоните по контактному телефону или подойдите в приемные часы и сообщите:

  • свои фамилию, имя, отчество; 

  • диагноз; 

  • название необходимого препарата; 

  • название медицинской организации, к которой вы относитесь и которая направляла заявку на ваше обеспечение;

  • дату отправки заявки. 

Будьте готовы предоставить копии документов, подтверждающих ваше право на получение лекарств: заключения врачей, справку о наличии инвалидности и т.п.

В случае если заявка есть, поинтересуйтесь, в течение какого времени ее предполагается удовлетворить (когда препарат будет закуплен и поступит в медицинскую организацию). 

В случае если заявка отсутствует, нужно вернуться в свою медицинскую организацию и уточнить у лечащего врача или администрации причины, по которым заявка не была отправлена. 

В случае если заявка была отправлена, но дальнейшей информации по ней получить не удается, вы можете письменно обратиться в региональное министерство здравоохранения. Обращение должно содержать: 

  • ваши контактные данные;

  • краткое изложение сути вопроса;

  • ксерокопии документов, подтверждающих ваше право на получение льготных лекарств.

Заявление можно подать лично, в этом случае необходимо подготовить два экземпляра: один передается адресату, на втором ставится отметка о том, что первый экземпляр у вас принят, второй экземпляр остается у вас. Также заявление можно отправить заказным письмом или передать через электронную приемную на сайте министерства. Срок рассмотрения заявления – 30 дней.

Если реакция отсутствует или на ваше имя пришел ответ о невозможности вашего обеспечения, можно обратиться:

  • в пациентскую организацию;

  • в территориальный орган Росздравнадзора (схема подачи заявления та же, что и в шаге 6, только к изложению сути вопроса необходимо добавить информацию об обращении в региональное министерство здравоохранения и приложить копию ответа).


В ходе подготовки использовались следующие источники:
  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (с изменениями и дополнениями)
  2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 июля 2017 г. № 403н “Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность”


Куда обращаться